Петрова Анастасия Васильевна, воспитатель

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики рук дошкольников при работе с бумагой в технике квиллинг»

Мастер-класс

«Развитиемелкой моторики рук дошкольников

приработе с бумагой в технике квиллинг» 

- В рамках работы клуба «Творческий родитель» сегоднямы проводим второе творческое занятие. И сегодня мы поговорим о квиллинге.

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать!

(Бумага)

- А как вы думаете, почемусегодня мы будем говорить о бумаге?

- Какие свойства бумаги мыможем использовать для творчества?

- Почему бумага служитисточником творчества?

- А какие техники работы сбумагой вы можете назвать? (Бумагу можно складывать в технике оригами, вырезатьв технике вытинанка, крутить в технике квиллинг, клеить аппликации и папье-маше. При этом можно достичь впечатляющих результатов. Из бумаги можно сделатьшикарный подарок к любому празднику, украшение интерьера, полезные домашниемелочи. Работа с бумагой развивает пространственное воображение, моторикудвижения, чувство прекрасного.)

Сегодня я предлагаюпознакомиться с  пока малоизвестной у настехникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Рассказываю о том где можно использовать квиллинг вдекоре.

- Почему же всё- таки мыпредлагаем заниматься квиллингом с младшего возраста? (рассказываю)

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рукспособствует успешному становлению отдельных личностных и физиологическихкачеств ребенка. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зонедоказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большоевлияние на развитие активной речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцеврук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствованиеречевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движенийпальцев. Если движение пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тожев пределах нормы. У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаютсянеточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом берут кисточку,карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуроватьботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать какможно раньше.

Одним из интересных способовразвития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети восновном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техникаработы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Несмотря на своюпривлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техникиявляется самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошоразвитых пространственных представлений.

В своей педагогическойдеятельности я решила пойти дальше и попробовать работать с детьми с болеесложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. Наанглийском языке техника бумагокручения называется “quilling” - от слова“quill” или “птичье перо”. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящныемедальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полнуюиллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению,бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековыхшедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и оченьпопулярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно ипопулярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке. И мы, с ребятишкамиподготовительной к школе группы приступили к освоению интереснейшей техники сосложным иностранным названием “quilling”.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовыенарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такойвозможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожительдокументов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок дляквиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если высами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм наквадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будетаккуратно скручиваться и держать форму.

 Инструменты для квиллинга.

Для освоения техникибумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточнопосещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для началаобучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одногомиллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. Вэтом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящегодиаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы.При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструментадолжна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Длявыполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могутоставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук,обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Длямаксимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточнобыстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущейкомпозиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка,карандаш.

Техника квиллинга.

На первый взгляд техникабумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотнуюспираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилингана кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работуцелесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможетеподушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во времяскорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньшесантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм.После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неёформируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватываетсякапелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия ивмятины.

Всего существует 20 базовыхэлементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем -используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементыквилинга.

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Заключительное слово.

Вот и подошёл к концу нашмастер- класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. В заключениемне хотелось, бы, чтобы вы оставили свои отзывы в анкете. Какое у вас сейчаснастроение?  Надеюсь, что знания,приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач.

Легенда о квиллинге.

Когда просыпается солнцелетним утром, то первое что оно делает, так это протягивает свои яркие лучи,ласково пронзая и окутывая землю волшебным солнечным светом. И вот уже цветынежно распахивают лепестковые оконца навстречу дню, отражая в полупрозрачныхлепестках все оттенки радужного света. Аромат разливается по земле от красотыприроды, роса улыбается и растворяется от нежного прикосновения лучей!

 И вот таким прекрасным утром маленькая девочкапроснулась раньше обычного, потому что как раз под ее окном она услышалащебетание птиц, такое звонкое и переливчатое, что вышла посмотреть наозорников. Они не поделили червяка, который пытался от них уползти. Птицынаперебой толкали друг дружку то в бок, то пытались клювом ущипнуть друг друга,а червяк давно уже уполз. Тут же неугомонные птицы вспорхнули и улетели. Адевочка подобрала красивые перья и унесла домой.

Зимними вечерами, когда каминвесело потрескивал от сухих смоляных дровишек, девочка вспоминала яркое лето,душистые ароматы цветов и забияк – птиц. Она достала перышки из заветногосундучка. Рассматривая их, она увидела, что одно из них треснуло на конце. Итак как девочка была удивительной фантазеркой, она достала белоснежный листокбумаги, который хранился в папином шкафу. Чтобы его хватило надолго, онанарезала листок на узкие полоски и начала фантазировать: ах, вот завиток, а этона что похоже? Да это же лепесток от цветка, который расцвел прошлым летом намаминой клумбе! Так родился первый квиллинг. Я не знаю, дорогой читатель, былоли это на самом деле, но до сих пор, когда просыпается летнее солнце,распускают свои кружевные лепестки цветы. И красота их отражается в ажурныхроллах квиллинга.

 (Автор : Н. Оскорбина)

6eb801ce50845a18237a3059e0ac1b31.jpgba9337c373d41a41e853f85dbdf410ec.jpg9ba4c6d6744e0873b0daa27a484dcb22.jpg8e486deacb8127541f4b27522579298e.jpg


11 декабря 2020 в 08:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.