Петрова Анастасия Васильевна, воспитатель

«Педагогическая находка»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Путешествие по России»

bae6785538ff1c92a99e5b299e2048fc.jpg

Цель: Познакомить детей с внешними отличиями и образом жизни людей нашей страны.

Задачи:                                                                                                                                                                  

1.Обучающие:  Формировать  представление  о том,  что в стране проживает много  разных  народов.  Закрепить  знания  о  том,  что  люди   разных   национальностей   имеют  свои   обычаи,  национальные  традиции, имеют   различия   во  внешнем  облике  и   общие  сходства  по   образу  жизни.

2.Развивающие: Развивать  память,  коммуникативные  навыки  детей,   потребность  в  доброжелательном   общении  с  окружающими.

3.Воспитательные:  Воспитывать  стремление  жить  в   мире  и  дружбе  со всеми   народами   мира,  уважительно  относиться  к людям   разных   национальностей.  Воспитывать  чувство  гордости  за нашу  Родину.

4.Здоровьесберегающие:  Способствовать  снятию   усталости  и  напряжения;  формировать  бережное  отношение  друг   к  другу.

Методы и приемы: Словесные,  наглядные,  практические,  игровые.

Предшествующая работа:  Просмотр  иллюстраций;   знакомство  с картой  страны;  беседы  о  дружбе;  прослушивание  песен;  чтение  стихов,  пословиц.

Материалы и оборудование:  Карта страны,  видеопрезентация,  макеты жилища жителей северной, средней и южной полосы страны, иллюстрации блюд разных народов, куклы в национальных костюмах,  бумажные куклы для игры «Наряди куклу».

Часть

занятия

Задача

Ход занятия (ПР)

Время

Организация и действия

Наглядность

Начало,  сообщение темы, мотивация

2,3,4

Ребята, давайте мы возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Наши ручки- это тёплые лучики, а все вместе мы маленькое солнышко, которое согревает всю нашу страну. У солнышка все лучики одинаковые.

Ребята, посмотрите друг на друга, а чем мы с вами похожи? …. У Саши есть голова, руки, ноги и у Димы тоже есть. И нос, глаза, уши есть у всех. Чем же мы отличаемся друг от друга?.... У нас одинаковый цвет волос? Глаза? Рост? Да, у нас много общего, и много отличий.

1 мин

2 мин

Дети стоят в кругу

Дети рассматривают друг друга. Размышляют. Делают выводы.

Основная часть

2,3

А сейчас давайте подойдём к карте. Это карта нашей страны. Наша страна очень большая. Она разделена на северную часть, центральную и южную (показываю). Вот здесь Москва - наша столица. А здесь – Рязань. Это город, в котором мы с вами живем. В нашем городе много живет людей, а в нашей стране еще больше. Как вы думаете, они все похожи на нас или отличаются? Как же нам это узнать?..

Конечно, мы можем побывать у них в гостях. Давайте сначала отправимся к жителям северной части России. Посмотрите, ребята, как далеко они живут. Как же нам быстро до них добраться?... Конечно! Занимайте свои места в самолёте, отправляемся в путь.

2 мин

Воспитатель приглашает детей подойти к карте. Дети стоят полукругом. Педагог указкой (рукой???) показывает и рассказывает.

Показывает северную часть.

Дети садятся в самолет(садятся перед экраном)

Карта на кубиках

самолет

1,2,3

Взлёт самолёта- приземляемся на севере

Ребята, напомните, где же мы приземлились? Что вы видите вокруг? Да, везде снег.

Ребята, посмотрите, нас встречают жители севера и у них тоже есть руки, ноги, голова. Значит они такие же, как мы?

Если отвечают «Да»

Если отвечают «Нет»

Давайте сравним. Похожи они на Сашу (Соню)? А чем отличаются? (у них узкие глаза, смуглая кожа, тёмные волосы)

А чем отличаются? (у них узкие глаза, смуглая кожа, тёмные волосы)

Ребята, а во что они одеты? А почему они так тепло одеты? Я вот даже зимой не надеваю такую тёплую шубку. Конечно, ребята, они живут на севере и у них всегда холодно, поэтому им нужна одежда потеплее, чем у нас. Это их национальная одежда. А из чего она состоит?

Ребята, а что это у них за спиной? (их дом)

Я скажу вам по секрету, их дом называется юрта. Давайте все вместе скажем «юрта». Хотите посмотреть на их жильё поближе? Идём со мной.

На севере вечная мерзлота и поэтому земля твердая, как камень. Жители севера не могут строить дома как у нас, поэтому их они покрывают шкурами, и получаются очень тёплые дома. Кто запомнил, как они называются?

Интересно, а что же здесь на севере они едят? Вокруг море и снег, им и кушать наверное нечего. Вот ты, Катя, что любишь кушать? А ты, Дима? А Олеся? А давайте пройдём к столу и поразмышляем, что они кушают? (Едят: мясо, рыбу, морскую капусту

Ой, ребята, всё так вкусно, но что- то я замерзать стала. Не пора ли нам в путь?

Смотрите! Жители севера подарили нам куколку. Наверное, чтобы мы помнили о них. А давайте на нашей карте повесим значок, что мы здесь уже побывали.

4 мин

Рассматриваем жителей севера перед экраном

Рассматриваем одежду

Подходим к макету юрты, рассматриваем

Подходим к мольберту. Игра «Что едят»

Вешаем на карту маленькую куколку- жителя севера.

Видео самолёт

Слайд жители севера на фоне юрты

На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол

1,2,3

Занимайте свои места в самолёте. Теперь мы отправимся на юг нашей большой страны. И здесь нас встречают жители Кавказа. Посмотрите ребята, а они похожи на нас? …А кто у нас самый внимательный и заметил, чем они от нас отличаются? Молодцы. Ребята, здесь- на юге страны тепло, жители Кавказа носят такую же одежду, как на севере? Конечно нет. Их одежда сшита из тонкой ткани. Посмотрите, ребята, как вы думаете почему у мужчины на голове такая интересная шапка? (рассуждают) Это папаха- шапка из шерсти барана, она защищает их от палящего солнца. Давайте повторим, как она называется- папаха. Их национальная одежда называется черкеска, а на пояс они вешают кинжал. Кто запомнил, как называется их одежда?

 А что одевают женщины? Сейчас я вам открою ещё один секрет, свои платья они украшают орнаментом и драгоценными камнями. Поэтому их платья такие красивые и все-все разные. Это их национальная одежда.

А как вы думаете, они строят такие же дома, как и мы? Давайте посмотрим. Действительно, раз у них вокруг горы и много камней, из чего они их строят? Посмотрите ребята, вот так выглядят дома жителей Кавказа. Они очень прочные. А давайте попробуем сделать кавказский дом!

Чем же угостят нас жители южной полосы?

Так, ребята, мы с вами уже знаем, что едят жители севера. А как вы думаете, что могут есть южные жители нашей страны? Давайте посмотрим.

Я вам немного подскажу: у них очень тепло и плодородная земля, а ещё они разводят баранов и выращивают фрукты.

Молодцы, какой стол накрыли! Всё так вкусно! Но нам нужно отправляться. Ребята, жители южной полосы, тоже подарили нам куколку. Давайте подойдем к карте и отметим, что в южной части страны мы побывали.

Занимайте свои места в самолёте, отправляемся в путь.

4мин

Садимся перед экраном

Рассматриваем жителей кавказа

Рассматриваем одежду

Подходим к макету жилища

Подходим к мольберту

Игра «Что едят»

Прикрепляем значок

Садимся перед экраном

На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол

1,2,3

Взлёт самолёта- приземляемся в средней полосе

Вот, ребята, мы и вернулись домой, это средняя полоса нашей страны. Что вы видите вокруг? Да средняя полоса богата лесами, полями . И посмотрите, нас встречают жители средней полосы России в своих национальных костюмах. Мне кажется, что они похожи на нас, а вам?

А вы знаете, что раньше мужчины носили рубахи и шаровары, а женщины длинные сарафаны. Это наша национальная одежда. А мы с вами сейчас тоже носим такую одежду? Дима, а какую ты носишь одежду? А ты Маша? А Соня?

А в каких домах мы живём? Да, сейчас мы живём  в многоэтажных домах. А вы знаете, что раньше большие дома люди строить не умели. И строили их из того, что было под рукой. Как вы думаете, из чего раньше здесь строили дома? Конечно из дерева, ведь вокруг много леса. А вы знаете,  как называют дом из дерева? Изба.

А давайте посмотрим, что здесь едят?

Ребята, они кушают тоже, что и мы.

Давайте мы поставим значок, что и в средней полосе мы побывали.

Посмотрите, а у меня уже есть куколки жителей средней полосы.

4мин

Встаём полукругом

Рассматриваем одежду

Подходим к макету избы

Подходят к мольберту

Выбирают картинки

Прикрепляем значок

Показываю всех кукол

На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол

Рефлексия

1,2,4

Мы вернулись домой. Давайте вспомним, у каких народов мы были в гостях и какая у них национальная одежда.

У меня есть вот такие куклы и вам нужно нарядить их.

Таня, Ваня и Дима будут одевать кукол северной полосы.

Катя, Петя и Саша- жителей средней полосы.

Олеся, Юра и Лена- жителей южной полосы.

2мин

Подходим к столу

Дети наряжают бумажных кукол и называют одежду

Бумажные куклы с нарядами

Переход к другой деятельности, связь

2,3,4

Ребята, встаньте со мной в круг.

Отлично, ребята! Посмотрите, сколько у нас уже кукол. Что мы с ними сможем сделать?  Ребята, а  вы сможете помочь мне сделать музей национальных кукол?

А для того, чтобы наш музей пополнялся в следующий раз мы отправимся в гости к кому-нибудь еще…

1мин

Встают в круг

Куклы в национальных костюмах

13 декабря 2020 в 15:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.