|
«Педагогическая находка»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Путешествие по России»
Цель: Познакомить детей с внешними отличиями и образом жизни людей нашей страны.
Задачи:
1.Обучающие: Формировать представление о том, что в стране проживает много разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
2.Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки детей, потребность в доброжелательном общении с окружающими.
3.Воспитательные: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям разных национальностей. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости и напряжения; формировать бережное отношение друг к другу.
Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, игровые.
Предшествующая работа: Просмотр иллюстраций; знакомство с картой страны; беседы о дружбе; прослушивание песен; чтение стихов, пословиц.
Материалы и оборудование: Карта страны, видеопрезентация, макеты жилища жителей северной, средней и южной полосы страны, иллюстрации блюд разных народов, куклы в национальных костюмах, бумажные куклы для игры «Наряди куклу».
Часть
занятия |
Задача |
Ход занятия (ПР) |
Время |
Организация и действия |
Наглядность |
Начало, сообщение темы, мотивация |
2,3,4 |
Ребята, давайте мы возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Наши ручки- это тёплые лучики, а все вместе мы маленькое солнышко, которое согревает всю нашу страну. У солнышка все лучики одинаковые.
Ребята, посмотрите друг на друга, а чем мы с вами похожи? …. У Саши есть голова, руки, ноги и у Димы тоже есть. И нос, глаза, уши есть у всех. Чем же мы отличаемся друг от друга?.... У нас одинаковый цвет волос? Глаза? Рост? Да, у нас много общего, и много отличий. |
1 мин
2 мин |
Дети стоят в кругу
Дети рассматривают друг друга. Размышляют. Делают выводы. |
|
Основная часть |
2,3 |
А сейчас давайте подойдём к карте. Это карта нашей страны. Наша страна очень большая. Она разделена на северную часть, центральную и южную (показываю). Вот здесь Москва - наша столица. А здесь – Рязань. Это город, в котором мы с вами живем. В нашем городе много живет людей, а в нашей стране еще больше. Как вы думаете, они все похожи на нас или отличаются? Как же нам это узнать?..
Конечно, мы можем побывать у них в гостях. Давайте сначала отправимся к жителям северной части России. Посмотрите, ребята, как далеко они живут. Как же нам быстро до них добраться?... Конечно! Занимайте свои места в самолёте, отправляемся в путь. |
2 мин |
Воспитатель приглашает детей подойти к карте. Дети стоят полукругом. Педагог указкой (рукой???) показывает и рассказывает.
Показывает северную часть.
Дети садятся в самолет(садятся перед экраном) |
Карта на кубиках
самолет |
1,2,3 |
Взлёт самолёта- приземляемся на севере
Ребята, напомните, где же мы приземлились? Что вы видите вокруг? Да, везде снег.
Ребята, посмотрите, нас встречают жители севера и у них тоже есть руки, ноги, голова. Значит они такие же, как мы?
Если отвечают «Да» |
Если отвечают «Нет» |
Давайте сравним. Похожи они на Сашу (Соню)? А чем отличаются? (у них узкие глаза, смуглая кожа, тёмные волосы) |
А чем отличаются? (у них узкие глаза, смуглая кожа, тёмные волосы) |
Ребята, а во что они одеты? А почему они так тепло одеты? Я вот даже зимой не надеваю такую тёплую шубку. Конечно, ребята, они живут на севере и у них всегда холодно, поэтому им нужна одежда потеплее, чем у нас. Это их национальная одежда. А из чего она состоит?
Ребята, а что это у них за спиной? (их дом)
Я скажу вам по секрету, их дом называется юрта. Давайте все вместе скажем «юрта». Хотите посмотреть на их жильё поближе? Идём со мной.
На севере вечная мерзлота и поэтому земля твердая, как камень. Жители севера не могут строить дома как у нас, поэтому их они покрывают шкурами, и получаются очень тёплые дома. Кто запомнил, как они называются?
Интересно, а что же здесь на севере они едят? Вокруг море и снег, им и кушать наверное нечего. Вот ты, Катя, что любишь кушать? А ты, Дима? А Олеся? А давайте пройдём к столу и поразмышляем, что они кушают? (Едят: мясо, рыбу, морскую капусту
Ой, ребята, всё так вкусно, но что- то я замерзать стала. Не пора ли нам в путь?
Смотрите! Жители севера подарили нам куколку. Наверное, чтобы мы помнили о них. А давайте на нашей карте повесим значок, что мы здесь уже побывали. |
4 мин |
Рассматриваем жителей севера перед экраном
Рассматриваем одежду
Подходим к макету юрты, рассматриваем
Подходим к мольберту. Игра «Что едят»
Вешаем на карту маленькую куколку- жителя севера. |
Видео самолёт
Слайд жители севера на фоне юрты
На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол |
1,2,3 |
Занимайте свои места в самолёте. Теперь мы отправимся на юг нашей большой страны. И здесь нас встречают жители Кавказа. Посмотрите ребята, а они похожи на нас? …А кто у нас самый внимательный и заметил, чем они от нас отличаются? Молодцы. Ребята, здесь- на юге страны тепло, жители Кавказа носят такую же одежду, как на севере? Конечно нет. Их одежда сшита из тонкой ткани. Посмотрите, ребята, как вы думаете почему у мужчины на голове такая интересная шапка? (рассуждают) Это папаха- шапка из шерсти барана, она защищает их от палящего солнца. Давайте повторим, как она называется- папаха. Их национальная одежда называется черкеска, а на пояс они вешают кинжал. Кто запомнил, как называется их одежда?
А что одевают женщины? Сейчас я вам открою ещё один секрет, свои платья они украшают орнаментом и драгоценными камнями. Поэтому их платья такие красивые и все-все разные. Это их национальная одежда.
А как вы думаете, они строят такие же дома, как и мы? Давайте посмотрим. Действительно, раз у них вокруг горы и много камней, из чего они их строят? Посмотрите ребята, вот так выглядят дома жителей Кавказа. Они очень прочные. А давайте попробуем сделать кавказский дом!
Чем же угостят нас жители южной полосы?
Так, ребята, мы с вами уже знаем, что едят жители севера. А как вы думаете, что могут есть южные жители нашей страны? Давайте посмотрим.
Я вам немного подскажу: у них очень тепло и плодородная земля, а ещё они разводят баранов и выращивают фрукты.
Молодцы, какой стол накрыли! Всё так вкусно! Но нам нужно отправляться. Ребята, жители южной полосы, тоже подарили нам куколку. Давайте подойдем к карте и отметим, что в южной части страны мы побывали.
Занимайте свои места в самолёте, отправляемся в путь. |
4мин |
Садимся перед экраном
Рассматриваем жителей кавказа
Рассматриваем одежду
Подходим к макету жилища
Подходим к мольберту
Игра «Что едят»
Прикрепляем значок
Садимся перед экраном |
На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол |
1,2,3 |
Взлёт самолёта- приземляемся в средней полосе
Вот, ребята, мы и вернулись домой, это средняя полоса нашей страны. Что вы видите вокруг? Да средняя полоса богата лесами, полями . И посмотрите, нас встречают жители средней полосы России в своих национальных костюмах. Мне кажется, что они похожи на нас, а вам?
А вы знаете, что раньше мужчины носили рубахи и шаровары, а женщины длинные сарафаны. Это наша национальная одежда. А мы с вами сейчас тоже носим такую одежду? Дима, а какую ты носишь одежду? А ты Маша? А Соня?
А в каких домах мы живём? Да, сейчас мы живём в многоэтажных домах. А вы знаете, что раньше большие дома люди строить не умели. И строили их из того, что было под рукой. Как вы думаете, из чего раньше здесь строили дома? Конечно из дерева, ведь вокруг много леса. А вы знаете, как называют дом из дерева? Изба.
А давайте посмотрим, что здесь едят?
Ребята, они кушают тоже, что и мы.
Давайте мы поставим значок, что и в средней полосе мы побывали.
Посмотрите, а у меня уже есть куколки жителей средней полосы. |
4мин |
Встаём полукругом
Рассматриваем одежду
Подходим к макету избы
Подходят к мольберту
Выбирают картинки
Прикрепляем значок
Показываю всех кукол |
На мольберте висят картинки с блюдами разных народов, дети выбирают нужные и ставят на стол |
Рефлексия |
1,2,4 |
Мы вернулись домой. Давайте вспомним, у каких народов мы были в гостях и какая у них национальная одежда.
У меня есть вот такие куклы и вам нужно нарядить их.
Таня, Ваня и Дима будут одевать кукол северной полосы.
Катя, Петя и Саша- жителей средней полосы.
Олеся, Юра и Лена- жителей южной полосы. |
2мин |
Подходим к столу
Дети наряжают бумажных кукол и называют одежду |
Бумажные куклы с нарядами |
Переход к другой деятельности, связь |
2,3,4 |
Ребята, встаньте со мной в круг.
Отлично, ребята! Посмотрите, сколько у нас уже кукол. Что мы с ними сможем сделать? Ребята, а вы сможете помочь мне сделать музей национальных кукол?
А для того, чтобы наш музей пополнялся в следующий раз мы отправимся в гости к кому-нибудь еще… |
1мин |
Встают в круг |
Куклы в национальных костюмах |
13 декабря 2020 в 15:12
|